Назначение: для обнаружения дефектов и регистрации сигналов от них в обеих нитях железнодорожного пути по всей длине и сечению рельсов, за исключением перьев подошвы и зон шейки под болтовыми отверстиями ультразвуковыми пьезоэлектрическими резонаторами, при сплошном контроле со скоростью движения до 4 км/ч, выборочного ручного контроля отдельных сечений рельсов ручными ультразвуковыми пьезоэлектрическими преобразователями (ПЭП), а также для измерения координат обнаруженных дефектов и амплитуд сигналов от них.
Принцип действия дефектоскопов основан на возбуждении ультразвуковых колебаний (УЗК) в материале контролируемого объекта и приеме ультразвуковых колебаний, отраженных от дефектов и границ материалов. Дефектоскоп является многоканальной механизированной системой ультразвукового контроля с использованием эхо-, зеркального и зеркальнотеневого методов при контактном способе ввода УЗК.
В дефектоскопе используется свойство ультразвуковых колебаний отражаться от неоднородностей или поглощаться в контролируемом изделии. При сплошном контроле рельсов возбуждение и прием УЗК осуществляется пьезоэлектрическими резонаторами, смонтированными в блоки резонаторов, установленные на центрирующие механизмы дефектоскопной тележки. При ручном контроле рельсов возбуждение и прием УЗК осуществляется одним из подключенных к дефектоскопу ручным ПЭП
Поверка дефектоскопа ультразвукового АВИКОН-11 УДС2-114 производится согласно методике поверки, приведенной в приложении Б «Дефектоскоп ультразвуковой АВИКОН-11 УДС2-114. Руководство по эксплуатации . ЖРГА.663532.009 РЭ», утвержденной ГЦИ СИ ВНИИОФИ в 2005 году.