Назначение: для воспроизведения и хранения единицы массы с нормированной погрешностью.
Принцип действия гирь ГО-П (далее — гири) основан на пропорциональности их веса и массы. Искомая масса гири определяется через известную массу эталонной гири и отношение измеренных значений веса этих гирь.
Конструктивно гири представляют собой отливки из серого чугуна в форме призм или тел вращения, снабженные подгоночными полостями, закрытыми резьбовыми пробками или крышками из стали с закрепительным штифтом. Гири имеют приспособления для захвата руками или грузозахватными приспособлениями.
Гири выпускают в модификациях, отличающихся друг от друга номинальными значениями массы, формой, габаритными размерами, классом точности и имеют обозначение: ГО-П-Н с указанием класса точности по ГОСТ OIML R 111-1-2009, где Н — номинальное значение массы гири в килограммах (кг).
Поверка осуществляется по ГОСТ OIML R 111-1-2009 «Гири классов точности Ei, E2, Fi, F2, М1, М1-2, М2, М2-3, М3. Часть 1: Метрологические и технические требования».
Эталоны, применяемые при поверке: гири эталонные 3-го разряда массой 20 кг по ГОСТ 8.021-2005; компараторы массы с максимальной нагрузкой, соответствующей массе поверяемых гирь, и расширенной неопределённостью измерений не более одной трети пределов допускаемой погрешности определения массы поверяемых гирь в соответствии с ГОСТ OIML R111-1-2009; измеритель магнитной восприимчивости гирь YSZ0.
изложены в документе «Гири ГО-П. Руководство по эксплуатации. Паспорт».
Модификация гири по массе | Номинальное значение массы гири, кг | Пределы допускаемой абсолютной погрешности гирь, ± 8т , г, для классов точности | ||||
М1 | М1-2 | М2 | -3
<N |
М3 | ||
ГО-П-20 | 20 | 1 | — | 3 | — | 10 |
ГО-П- 50 | 50 | 2,5 | 5 | 8 | 16 | 25 |
ГО-П-100 | 100 | 5 | 10 | 16 | 30 | 50 |
ГО-П-200 | 200 | 10 | 20 | 30 | 60 | 100 |
ГО-П-500 | 500 | 25 | 50 | 80 | 160 | 250 |
ГО-П-1000 | 1000 | 50 | 100 | 160 | 300 | 500 |
ГО-П- 2000 | 2000 | 100 | 200 | 300 | 600 | 1000 |