Назначение: для воспроизведения и хранения единицы массы с нормированной погрешностью.
Принцип действия гири основан на пропорциональности ее веса и массы. Искомая масса определяется через известную массу эталонной гири и измеренное отношение весов (масс) этих гирь.
Гири одного класса могут объединяться в наборы.
Гири изготавливают из нержавеющей стали, чугуна или иного металлического сплава.
Гири классов F, М номинальной массой от 1 г до 5 кг имеют цилиндрическую форму. Гири могут иметь подгоночную полость, герметично закрывающуюся резьбовой пробкой.
Гири с номинальным значением массы свыше 5 кг могут иметь форму параллелепипеда, либо цилиндра. Гири могут иметь проушины для их перемещения и подгоночную полость, герметично закрывающуюся пробкой.
При первичной подгонке гирь не менее 1/2 объёма подгоночной полости должно быть не заполнено. Для заполнения подгоночной полости должны применяться нержавеющая сталь, латунь, олово, свинец, молибден или вольфрам.
На гири наносится маркировка в соответствии с ГОСТ ОТМЬ R 111-1-2009.
Поверка осуществляется по ГОСТ OIML R 111-1-2009 «ГСИ. Гири классов Е1, Е2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и М3. Часть 1. Метрологические и технические требования», Приложение ДА, и документу УФГИ.404229.006РЭ «Гири классов точности F1; F2, M1; M1-2, M2, M2-3, М3. Руководство по эксплуатации», раздел «Указания по поверке».
Основные средства поверки: гири эталонные по ГОСТ 8.021-2005.
Сведения о методиках (методах) измерений содержатся в документе «Гири классов точности F1; F2, M1; M1-2,M2, M2-3, М3. Руководство по эксплуатации УФГИ.404229.006РЭ».
Шероховатости
поверхности |
Максимальные значения шероховатости поверхности для гирь
класса точности |
||||||
F1 | F2 | М1 | М1-2 | М2 | М2-3 | М3 | |
Ra | 0,4 | 1 | — | — | — | — | — |
Rz | 2 | 5 | — | — | — | — | — |