Назначение: для контроля суммарного люфта рулевых управлений автомобилей, регламентируемого ГОСТ 5478-91, могут использоваться в автотранспортных предприятиях, в автобусных и таксомоторных парках, на станциях технического обслуживания автомобилей, в кооперативных и частных мастерских по ремонту и обслуживанию автомобилей, в коллективных гаражах и пунктах автотехосмотра, на постах контроля автомобильной инспекции, индивидуальными владельцами автотранспортных средств.
Заменен в 2007 г. на 15951-07
Люфтомер состоит: из верхнего и нижнего раздвижных кронштейнов, охватывающих обод рулевого колеса упорами передвижной каретки, фиксирующей направляющие стержни кронштейнов с помощью зажима; угломерной шкалы, установленной на оси зажима с возможностью поворота и самоторможенения за счет фрикционной резиновой шайбы; резиновой нити, натягиваемой с помощью присоса к лобовому стеклу и играющей роль указательной стрелки угломерной шкалы; нагрузочного устройства, представляющего собой пружинный динамометр двухстороннего действия; датчика линейных перемещений, закрепленного на штативе и электрически соединенного с источником питания постоянного тока напряжением 3В и двумя сигнальными лампами расположенными около датчика и на рулевом колесе.
Метод измерения суммарного люфта рулевого управления по нормированному усилию заключается в измерении угла поворота рулевого колеса по угломерной шкале люфтомера между двумя фиксированными положениями, определяемыми приложением к нагрузочному устройству, поочередно в обоих направлениях, усилий, зависящих от собственной массы автомобиля.
Второй метод измерения суммарного люфта рулевого управления заключается в измерении угла поворота рулевого колеса при вращении его влево и вправо до момента трогания управляемы колес.
Поверка проводится согласно методике поверки МП РТ 794-2002 Н Люфтомер рулевого управления автомобиля К 524М. Методика поверки. «, утвержденной ФГУ «Ростест-Москва».
Межповерочный интервал — 1 год.